Вектра – одна из тех моделей 90-х, которая актуальна до сих пор. Машин в продаже хватает, а цена порой очень даже привлекательная. Стоит ли связываться с 15-20-летней машиной отнюдь не премиального сегмента?
Когда-то я искал себе хороший Opel Omega B, а купил в итоге Opel Vectra B, и за шесть лет обладания этой машиной ни разу не пожалел, что взял именно ее. Я не плакал при расставании, но нотка грусти в душе была, так как избавляться от автомобиля не спешил. Были и неожиданные поломки, и довольно дорогие ремонты, но по большому счету машина ни разу не подвела по-настоящему. И порой я задумываюсь, не купить ли такую же рестайлинговую, просто потому что она была красивой и удобной? А еще очень недорогой в обслуживании.
Чуть-чуть истории
Среднеразмерные Opel в Европе пользовались вполне заслуженным уважением. Это у нас отношение к ним совсем уж пренебрежительное, а там деньги считали, поэтому Опели старались делать особо экономичными в эксплуатации. Линейка Opel Ascona – Opel Vectra неплохо продавалась, а еще радовала разнообразием моторов и комплектаций.
Vectra B, которую представили публике в 1995 году, пошла по накатанной колее: низкие цены, много разных двигателей, хорошее оснащение. Из линейки моторов изъяли бензиновые турбомоторы, легендарный «ред топ» С20ХЕ и полный привод, но зато машина получила отличный дизайн, очень удобный салон и разжилась модификацией с кузовом «универсал». Ранее, напомню, предлагались только хэтчбек и седан, если не считать за модификацию купе Opel Calibra, которая имела ту же базу и даже тот же салон.
Производство «Вектры Бэ» освоили в Германии, Бельгии, Англии, Бразилии, Турции, а также в Египте. И даже в России выпустили небольшую партию – в Елабуге тогда пытались организовать производство, но не получилось.
В числе «близкородственных» отметился Saab с моделью 9-5, а в США делали Saturn L—series – технически крайне похожий, за исключением автоматических коробок, но с совершенно отвратительным дизайном кузова и салона, в результате чего модель не продержалась на конвейере и пяти лет.
Номинально «родственными» считаются вообще все модели на платформе GM2900, но по сути это слишком разные машины: та же Vectra A не имеет с Vectra B ни одной общей кузовной панели, у них разные подвески, рулевое управление, блоки климатики и подрамники. Общими же являются лишь точки установки силовых агрегатов, да и то лишь потому, что используются моторы в одинаковых блоках.
Дорестайл и рестайл
Машина пользовалась хорошим спросом в Европе, и к 1999 году ее решили обновить. Легкий рестайлинг лишь немного изменил внешность авто: в соответствии с новыми требованиями по безопасности фары сменили на пластиковые, появились бамперы, полностью окрашенные в цвет кузова, молдинги – также в цвет кузова, плюс немного изменили заднюю оптику и крышку багажника.
Кардинально перекроили тормозную систему: теперь на всех машинах предлагалась четырехканальная АБС, тормозные диски диаметром 288 мм и колесные диски от 15” с креплением на пять болтов (5х110), тогда как до рестайлинга такая тормозная система и колеса полагались только машинам с моторами мощнее 125 л.с. Еще пропали откровенно бедные комплектации без пассажирской подушки безопасности, а боковые включили в базовую комплектацию.
Разумеется, не обошлось и без изменений по части техники. Моторы 1,8 литра серии X18XE сменили на X18XEL в «малом» блоке, а затем и на Евро-3 и Евро-4 версии этого двигателя. Модернизировали и самый распространенный (и при этом самый хлопотный) двигатель 1,6 литра, X16XEL, устранив большую часть его «родовых» проблем, а потом также «проапгрейдили» его до Евро-3 и Евро-4.
После 2000 года из гаммы двигателей исчезли последние моторы Х-серии с поддержкой экологических норм Евро-2 – X20XEV и X25XE. Эти агрегаты объемом 2 и 2,5 литра заменили на 2,2 и 2,6-литровые двигатели серий Z22SE и Y26SE соответственно.
Рестайлинг 1999 года оказался единственным, а в 2003 модельном году в серию пошла уже совершенно новая машина Vectra C, которая стала больше, престижнее и дороже. Мы писали про нее достаточно подробно.
А как обстоят дела с этими машинами сейчас? Ведь несмотря на возраст, они выглядят очень даже неплохо на фоне современных машин С-класса. В них есть необходимые опции безопасности в виде подушек, ремней с преднатяжителями, АБС и противобуксовочной системы. Комфорт тоже на высоте: неплохая шумоизоляция, качественные материалы и дизайн салона, да и размер салона и багажника «на уровне».
Цена при этом колеблется от «ниже порога утилизации» до вполне сопоставимой со стоимостью машин С-класса на четыре-пять лет новее. Откуда берется пятикратная разница в ценах, сколько стоит эксплуатация, что такое «сверхэкономное обслуживание», каких людей это привлекает и на что обратить внимание при покупке, читайте ниже.
Традиционно, в первой части мы расскажем о коррозии кузова, износе салона и проблемах электрики. А во второй затронем «тяжелое железно»: ходовую часть, а также удачные и неудачные моторы и коробки передач.
Кузов
Старый Opel – это в первую очередь коррозия везде. Это знают все, и ржавчине особенно не удивляются. Вот и основной бедой Vectra B является именно коррозия кузова. Причем состояние машин очень разнится: от почти отсутствующих порогов, низов дверей, крыльев и дырявой рамки лобового стекла до минимальных следов на кромке капота и краях задних арок. Все дело в обслуживании.
Машины до рестайлинга и машины 1999 года выпуска в основном ржавеют по классической «опелевской» схеме. Начинается все с коррозии шва задней арки и низов дверей, потом гниют пороги, стыки стоек лобового стекла и верхний лонжерон. Далее следует коррозия днища и заднего пола багажника, потом ее следы появляются на чашках передней и задней подвесок. Очень редко доходит до коррозии силовых элементов кузова – лонжеронов пола в передней части и коррозии подрамников и мест крепления подвески.
Как ни странно, но машины даже первых годов иногда можно встретить в очень хорошем состоянии по кузову и даже без полной перекраски. Практика показывает, что обычно это экземпляры из континентальной Европы, которые в России ездили в основном вне крупных городов с их пробками и зимней грязью. А еще они один раз за свою жизнь прошли полную антикоррозийную обработку.
Впрочем, большая часть машин выпуска до 2000 года красились и варились из-за коррозии разной степени запущенности. Более свежие авто обычно имеют меньше проблем с коррозией наружных кузовных элементов, а пороги на них прикрыты штатными пластиковыми накладками.
При осмотре стоит начать с проверки состояния задних арок. Не поленитесь проверить состояние шва стыка брызговика и крыла – заводской ли он еще или уже есть ремонтная вставка. А может все держится на шпаклевке, которая вскоре отвалится… Заводской шов с почти целым герметиком – это очень хороший вариант, скорее всего состояние остальных проблемных мест будет хорошим.
Далее откройте двери и отогните резиновое нижнее уплотнение дверей, которое идет вдоль всего порога. Коррозия распространяется от точек его крепления и хорошо заметна, если отогнуть или снять резинку. Вздутия краски вблизи грибков креплений скорее всего обернутся дырами при зачистке.
А вот порог снизу может быть еще очень даже ничего – слой антикора тут очень хороший, и порог чаще всего прогнивает изнутри. Особенно сильно гниют пороги на машинах с опционным люком в крыше – его дренажные трубки выведены именно в пороги спереди и сзади, и если пренебрегать антикором, то постоянная влажность быстро точит металл. Особое внимание уделите правому порогу в его передней части и днищу – тут рядом находится табличка с основным VIN номером кузова, и следы сварки рядом недопустимы.
Нижняя часть дверей тоже в зоне риска, но часто не связана с коррозией других элементов. Забитый слив, изношенные уплотнения боковых стекол или нарушенная пленка внутри двери… и вот уже там постоянно влажно, а постепенно разрушающийся герметик нижнего шва гарантирует развитие коррозии по всей нижней плоскости, а частенько и у креплений молдинга.
Небольшая коррозия в зоне стыка рамки лобового стекла и полки моторного отсека связана с растрескиванием толстого слоя герметика и плохим водоотводом из ниши лобового стекла. Она частенько забивается листьями, перегноем, и дренаж перестает пропускать воду. Обычно до серьезных проблем в этой зоне дело, впрочем, не доходит.
А вот сама рамка лобового стекла и капот гниют быстро и хорошо, любые сколы в этой зоне – потенциальная проблема. К не самым страшным бедам можно отнести и ржавчину, распространяющуюся от сливных пробок на днище. Обычно это легко лечится, а само днище корродирует, как я уже говорил, только в самых запущенных случаях.
На хэтчбеках из-за протечек задней двери сравнительно быстро ржавеют швы в нижней части багажника и нише запасного колеса, так что следить за стоком ниши нужно тщательно. К неприятным особенностям следует отнести и следы ржавчины рядом со скобой замка задней двери: болты повреждают антикор внутри скрытой полости, и коррозия понемногу лезет наружу.
Все типичные места «гниения» я перечислил выше. Коррозия где-то еще обычно – следствие либо мелких и не очень повреждений, либо в конец запущенного состояния машины. Не советовал бы покупать машину уже с серьезными повреждениями порогов, рамки лобового стекла и явными очагами на днище или швах моторного отсека.
А вот коррозия задних арок и дверей не то чтобы допустима, но от нее сложно уберечься даже на машинах, эксплуатируемых очень аккуратно и не имеющих следов ржавчины где-то еще. В ценовой категории «до ста» можно отыскать машины, не имеющие необратимых повреждений – просто нужно лишь поискать, иногда чуть дальше от Москвы.
Надеяться же на мифическую «оцинковку» у машин после рестайлинга, после 1996 или после 1998 года, не имеет смысла. Оцинковка там есть на несущих элементах конструкции, а также ряде деталей днища и моторного щита. Пороги же, крылья и прочие элементы ее лишены, хорошее состояние – лишь заслуга лакокрасочного покрытия, хорошего слоя антикоррозийного грунта и дополнительной антикоррозийной обработки скрытых полостей. Оцинковка тут не причем, так как Вектра с рождения предрасположена к коррозии.
Помимо проблем со ржавчиной можно так же ожидать отваливающихся молдингов (особенно на машинах до рестайлинга), отсутствующих заглушек в порогах и креплений у рестайлинговых авто, повреждений боковых креплений передних бамперов и локеров спереди. Повреждения креплений передних фар крайне характерны для Vectra B — бампер тут крепится в основном к ним, и при небольших ударах по нему крепления ломаются.
Многие ремонтируют крепеж «колхозно» — сеточкой, паяльником и эпоксидкой, но существуют и штатные наборы для ремонта креплений фар для оптики Hella, Bosch и Dello. Впрочем, многие решают проблему более кардинально, просто меняя оптику на рестайлинговую китайскую. Светит она лучше любых видов фар до рестайлинга и лишь немногим хуже оригинальных фар после 1999 года, к тому же сделана под более дешевые и надежные электрокорректоры с «дорестайлинга».
Противотуманки лопаются при попадании воды регулярно, установка пластиковых с ВАЗ немного спасает, но лучше не включать их, кроме как в туман или при движении ночью по узким проездам. На мокрой дороге они слепят встречных почище «дальнего», и эту дурную привычку отечественных водителей нужно изживать.
Стучащая крышка задней двери на хэтчбеках – проблема практически не решаемая, даже на новых машинах она постукивала, особенность связана с большой массой «хлопушки» и не очень жестким кузовом. Кстати, на хэтчбеках нужно регулярно менять уплотнители двери или хотя бы как-то их дорабатывать, иначе вода попадет в багажник и сильно ускорит коррозию в задней части машины. А к чему это приведет, вы уже знаете.
Автор: Борис Игнашин
Выбираем Opel Vectra B с пробегом. Часть 2
Выбираем Opel Vectra B с пробегом. Часть 3
Выбираем Opel Vectra B с пробегом. Часть 4